Некоторые осьминоги и рыбы охотятся вместе, чтобы поймать больше добычи
Осьминог — это, как правило, одиночное животное, живущее и охотящееся в одиночку. Но новое исследование показывает, что некоторые осьминоги объединяются с рыбами, образуя многовидовые охотничьи группы, и даже используют свои щупальца, чтобы «ударить» рыбу, если она думает, что охота идет слишком медленно.
Исследование, опубликованное в журнале Nature Ecology & Evolution, предполагает, что осьминоги, уже известные своим интеллектом и навыками решения проблем, выработали сложную форму межвидового сотрудничества.
«Обычно догма 50-летней давности заключалась в том, что животные работают только в пределах своего вида», — говорит Тревор Уордилл, нейроэтолог из Университета Миннесоты, который изучает головоногих моллюсков и не принимал участия в исследовании. Но когда появляются доказательства того, что животные могут работать между видами, «это как бы типа «ну, это же суперочевидно».
Другие исследователи настроены более скептически, предупреждая, что интерпретировать поведение осьминогов в дикой природе может быть очень сложно.
Осьминоги обычно охотятся на ощупь, скрытно засовывая свои щупальца в расщелины, чтобы почувствовать, попробовать и выманить добычу, такую как ракообразные, улитки и мелкая рыба. Прошлые исследования предполагали, что рыба будет следовать за охотящимся осьминогом в надежде перекусить добычей, которую он разбудил. Но специалист по поведению животных Эдуардо Сампайо, постдокторант Института поведения животных Макса Планка, задался вопросом, не происходит ли что-то более сложное, когда он наблюдал за движением осьминогов и рыб во время исследовательских погружений. Возможно, предположил он, рыбы не просто эксплуатируют осьминога, но и сотрудничают с ним.
Чтобы проверить эту идею, Сампайо и его коллеги проследили за 13 группами водных охотников у берегов Австралии, Египта и Израиля. В каждую группу входил большой синий осьминог (Octopus cyanea) и несколько видов рыб, включая сине-желтую барабулю, черноперого групера и лирохвостов.
Исследователи использовали три видеокамеры, чтобы запечатлеть 3,5 часа охотничьих взаимодействий осьминога и рыбы за 120 часов погружения. Они загрузили отснятый материал в программное обеспечение, которое построило 3D-карту подводной среды обитания, а затем составили график перемещений каждого животного по ней.
Результаты показали, что барабуля, по-видимому, разведывает потенциальные места охоты впереди группы — как будто «имея расширенную сенсорную систему, которая делает работу за вас», говорит Сампайо. Затем осьминог решает, будет ли группа активно искать корм и когда. Такие охоты могут длиться до 90 минут и охватывать 50 метров. А если охота останавливается, осьминог иногда «бьет» рыбу, по-видимому, чтобы заставить группу снова двигаться. Чаще всего целью удара становится чернопёрый окунь, который предпочитает использовать тактику охоты «сиди и жди».
В отличие от предыдущих исследований, команда Сампайо обнаружила, что осьминоги — а не только рыбы — извлекают пользу из участия в охотничьей группе. Одной из подсказок было то, как часто осьминоги совершали «перевороты паутиной», когда они полностью обволакивают кораллы или камни, чтобы извлечь добычу, скрывающуюся внутри. Когда осьминоги охотятся в одиночку, они совершают перевороты паутиной примерно восемь раз каждые 100 секунд, и только примерно в половине этих маневров они выбирают структуры, содержащие добычу, обнаружили исследователи в ходе эксперимента.
Однако при охоте в группе с барабулями осьминоги проводили меньше, более длительных перелетов и с большей вероятностью нацеливались на структуры, содержащие вкусный кусочек. Это говорит о том, что барабули могут помогать осьминогам определять горячие точки для еды, позволяя им экономить энергию, покрывая большую площадь.
Такое сотрудничество имеет смысл с эволюционной точки зрения, говорит Сампайо. Он отмечает, что осьминогу невыгодно «игнорировать социальную информацию, которая может быть использована для [его] выгоды», даже если она исходит от другого вида. По его словам, такое сотрудничество могло развиться из изначально более конкурентных или эксплуататорских отношений между рыбой и осьминогом. Действительно, его исследования показывают, что осьминоги распознают — и направляют свои удары под дых — виды рыб, которые склонны к большей эксплуатации.
Некоторые исследователи не удивлены результатами. Уордилл отмечает, что существуют многочисленные другие примеры сотрудничества животных разных видов, включая охоту груперов с муренами и барсуков с койотами.
Но Дженнифер Мазер, психолог из Университета Летбриджа, специализирующаяся на поведении животных и не принимавшая участия в исследовании, говорит, что она настроена скептически. Сотрудничество между видами «не просто означает нахождение в одном и том же месте в одно и то же время», — говорит она. «По определению, сотрудничество должно иметь некое предварительное планирование, некую форму общения». Она не убеждена, что текущее исследование документирует это, хотя она отмечает, что также сообщала о поведении осьминога, связанном с ударами, в статье 1992 года, где она назвала это «пощечиной».
Сампайо признает, что сбор доказательств межвидовой коммуникации в дикой природе — сложная задача, но он считает, что продолжительность времени, которое изучаемые группы проводили вместе, позволяет предположить, что это не просто случайные взаимодействия. И в настоящее время он изучает, могут ли осьминоги общаться с рыбами, меняя цвет.
Уордилл надеется, что исследование послужит толчком к проведению дополнительных исследований межвидового сотрудничества. «Это действительно открывает дверь», — говорит он, — «к размышлениям о том, какие еще скоординированные формы поведения животных существуют и которые мы можем упускать».
Обсудим?
Смотрите также: